Стоит ли инвестировать в покупку электромобиля? Не обязательно. Все указывает на то, что только после 2020 года цены на автомобили на электроэнергию значительно упадут, а количество точек зарядки увеличится до такого уровня, как степень насыщения рынка точками заправки СНГ.
Электрические машины были горячей темой в Польше в течение многих месяцев. Все благодаря амбициозному правительственному плану, согласно которому популяризация электромобилей должна состояться довольно быстро. Согласно плану развития электромобильности, уже в 2025 году 1 миллион электромобилей будет путешествовать по дорогам Польши. Очень много, учитывая, что в 2016 году в Польше было зарегистрировано только 556 электромобилей, что на 65% больше, чем в 2015 году. Среди этих более 500 наименований (согласно определению электромобиля ACEA) все транспортные средства использование источника питания для привода электродвигателя: полностью электрические машины (BEV), электрические с расширенным диапазоном (EREV), с электрическими топливными элементами (FCEV) и с гибридным приводом с плагином (PHEV). Сравнивая данные с другими странами Европы, становится ясно, что Польше есть, что наверстать.
Регистрация новых электромобилей в 2016 году - как Польша сравнивается с крупнейшими рынками в Европейском Союзе?
Количество регистраций в странах в 2016 году. Изменение (%) к 2015 году. 1. Норвегия 44 908 33% 2. Великобритания 36 917 28,6% 3. Франция 29 189 27,6% 4. Германия 25 214 7% 5 Нидерланды 22 801 -48,7% 6. Швеция 13 211 52,6% 7. Бельгия 8958 133,5% 8. Австрия 5068 81,8% 9. Испания 3654 62,7% 10. Италия 2827 20,7% 11. Дания 2063 -61,1% 12. Португалия 1821 56,2% 13. Финляндия 1431 117,5% 14. Ирландия 690 18,4% 15. Польша 556 65% 16 Европейский союз 155 273 4,8% 17 ЕС + Страны ЕАСТ 206 584 9,7%
В настоящее время стоимость покупки электромобиля в два раза выше, чем у аналоговой модели с двигателем внутреннего сгорания. Есть много признаков того, что эта ситуация кардинально изменится после 2020 года. Согласно прогнозам, именно с 2020 года стоимость покупки автомобиля с электроприводом значительно снизится. На практике, благодаря все более строгим нормам выбросов, он даже должен быть дешевле, чем автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем. Это хорошо видно на графике ниже, который относится к рынку США, но хорошо иллюстрирует тенденцию, которая будет отчетливо видна и в Европе.
Источник: Собственное исследование на основе данных АРК Инвест.
При покупке электромобиля вам не придется торопиться из-за не слишком широкой сети точек зарядки. В 2020 году количество пунктов заправки с нынешних нескольких сотен увеличится до 6400 (включая 400 быстрых), то есть аналогично количеству заправочных станций для сжиженного нефтяного газа (почти 6000 - по состоянию на конец 2016 года). На газе ездят менее 3 миллионов автомобилей, и хотя дозаправка сжиженным нефтяным газом определенно короче, чем при использовании даже быстрого зарядного устройства (30-45 минут), это только такая развитая сеть, которая позволяет без проблем ездить на автомобиле как по городу, так и на дальних маршрутах. Кроме того, с 2018 года владельцы электромобилей смогут рассчитывать на ряд льгот, в том числе
- освобождение от акцизного налога при покупке (поэтому стоит подождать)
- вождение на автобусных полосах
- освобождение от платы за парковку в зонах города
Интересно, что последний пункт уже применяется на уровне местного самоуправления в отдельных городах, например, в Торуни, Валбжихе, Сопоте или Гданьске. В связи с этим жители многих городов не могут пожаловаться. Интересно, что к этим средствам также относятся владельцы гибридных автомобилей, которые, помимо версий с подключаемым модулем (то есть с возможностью зарядки аккумуляторов от внешнего источника), не учитываются в правительственном плане по развитию электромобильности.
Льготы для владельцев автомобилей с гибридными и электрическими двигателями. Источник: Тойота Мотор Польша
В заключение, покупка электромобиля на современном этапе развития рынка в Польше, кроме чисто утилитарных целей (средство доставки, такси), экономически не оправдана. Ограниченная емкость зарядки из-за сети, состоящей из нескольких сотен точек зарядки, делает гибриды намного более привлекательными, в том числе в виде плагинов. Электромобили в Польше останутся достоянием компаний и парков в Польше, и чтобы стать популярными среди индивидуальных пользователей, придется подождать как минимум до 2020 года, когда цены на их покупку значительно упадут.
Стоит ли инвестировать в покупку электромобиля?Регистрация новых электромобилей в 2016 году - как Польша сравнивается с крупнейшими рынками в Европейском Союзе?