Главная Новости

Тепловоз 2ТЭ116 | Электродвигатели переменного тока собственных нужд

Опубликовано: 30.09.2018

видео Тепловоз 2ТЭ116 | Электродвигатели переменного тока собственных нужд

Тепловоз 2ТЭ116 на подъёме
/ Тепловоз 2ТЭ116 / Электродвигатели переменного тока собственных нужд

Электродвигатели переменного тока собственных нужд



На тепловозе 2ТЭ116 для привода вентиляторов охлаждения используют электродвигатели переменного тока, питающиеся непосредственно от тягового генератора. От таких электродвигателей приводятся вентиляторы охлаждения холодильной камеры (МВ1-МВ4), вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек (МВ5, МВ6) и вентилятор охлаждения выпрямительной установки (МВ7). Все электродвигатели трехфазные, асинхронные с короткозамкнутым ротором.


Тепловоз 2ТЭ116-1673, станция Ручьи.

Специфические условия работы электродвигателей переменного тока на тепловозе - изменяющиеся в широких пределах напряжение питания и частота, частые пуски и большие вибрационные нагрузки, большие перепады температуры окружающего воздуха - налагают дополнительные требования к их ^конструкции.


Поездка в кабине тепловоза 2ТЭ116

В мотор-вентиляторах МВ5-МВ7 применены электродвигатели серии 4АЖ. Электродвигатели этой серии разработаны специально для железнодорожного транспорта на базе электродвигателей серии 4А. Двигатели (рис. ПО) рассчитаны на работу в переменном режиме в диапазоне частот 35-100 Гц и напряжений 240-560 В. Данные этих электродвигателей приведены в приложении.

Каждый из мотор-вентиляторов МВ1-МВ4 вертикального исполнения представляет собой асинхронный двигатель с внешним ротором, встроенный в ступицу осевого вентилятора. Конструктивно мотор-вентилятор холодильной камеры выполнен следующим образом (рис. 111). В ступице основания закреплена шестью болтами втулка 13, на которую напрессован сердечник 16 статора с обмоткой 15.

Сердечник статора удерживается на втулке шпонкой. В сжатом положении листы сердечника между нажимными шайбами 19 фиксируются полукольцами. Вал 11 ротора установлен внутри втулки в двух подшипниках - верхнем № 313 и нижнем № 310. Верхний подшипник имеет лабиринтные крышки 12, 14 и закреплен на валу ротора гайкой 7, нижний удерживается кольцом на торце вала. Вентиляторное колесо с запрессованным в его корпус сердечником 4 ротора надевается сверху на статор и крепится болтами к верхнему торцу вала.

Основание 20 мотор-вентилятора прикреплено болтами к опоре выходных коллекторов холодильной камеры. Наружный воздух, засасываемый при вращении вентиляторного колеса через боковые жалюзи, проходит через секции холодильной камеры в выходной коллектор 6. Затем через отверстия в опоре и основании мотор-вентилятора часть охлаждающего воздуха поступает к поверхностям ротора и статора с обмоткой, а другая часть его проходит через 12 отверстий диаметром 30 мм в листах статора и выбрасывается наружу через патрубки вентиляторного колеса.

Сердечник статора мотор-вентилятора набирают из штампованных листов электротехнической стали марки Э21 толщиной 0,5 мм. Листы изолируют друг от друга лаком К47. Обмотка статора трехфазная, двухслойная, симметричная. Фазы соединены в "звезду" Катушки обмотки выполнены из провода ПЭТВСД диаметром 1,4 мм. Катушечная группа состоит из четырех катушек, каждая из которых имеет пять витков. Выводы катушек между собой и катушечные группы с выводными кабелями соединяют пайкой при помощи сплава МФ-3. Выводной кабель РКГМ имеет площадь сечения 16 мм2.

Рис. 111. Мотор-вентилятор холодильной камеры: 1 - коробка выводов; 2 - днище; 3 - алюминиевая заливка; 4 - сердечник ротора; 5 - корпус ротора; 6 - выходной коллектор; 7 - гайка; 8, 13 - втулки; 9, 12, 14 - крышки; 10 -масленки; 11 - вал; 15 - обмотка статора; 16 - сердечник статора; 17 - лопатки вентилятора; 18 - балансировочный груз; 19 - нажимная шайба; 20 - основание; 21 - пробка; а, б, в - вентиляционные отверстия

Сердечник ротора набран из штампованных листов электротехнической стали марки Э21 и имеет 56 пазов под обмотку, расположенных на внутренней поверхности листов. Пазы ротора залиты алюминиевым сплавом АКМ. Ротор после запрессовки в корпус вентиляторного колеса фиксируют четырьмя штифтами. Колесо вентилятора вместе с ротором подвергают динамической балансировке. Допустимый небаланс не более 100 г/см.

Данные мотор-вентилятора приведены в приложении.

Тяговые электрические машины | Тепловоз 2ТЭ116 | Электрические машины постоянного тока собственных нужд

rss