Главная Новости

Сколько проедет электровелосипед — Блог Артема Краснова

Опубликовано: 29.09.2018

За рулем электровелосипеда удивительнее всего ощущение, словно все время несешься с горки. Причем весьма крутой. Проехал в одном направлении – весело, аж в ушах свистит. Развернулся назад – и снова как будто под горку. За детские годы мозг привык, что если велик несется, а педали не крутятся, дорога идет под уклон. Привычка сильнее разума.

Мы поставили электровелосипед в максимально сложные условия, проехав дистанцию без педалей и с гашеткой, нажатой до отказа. Понятно, что если ехать потихоньку или помогать ему мускульной силой, пробег увеличится, но чтобы физические кондиции велосипедиста и средняя скорость не влияли на результаты, ехали в режиме «конь безпедальный».

Тестовым полигоном стала дорога от ЮУрГУ в сторону Шершневского пляжа, ровная, но с уклонами. Дул сильный ветер, но если предположить, что он был постоянный, то при езде взад-вперед сильного влияния на пробег он не оказывал. Цикл движения был такой: 2,5 км равномерной езды на полной гашетке, торможение для разворота, снова разгон до максимальной скорости и то же самое в обратном направлении.

Гашетка управления «газом» — пластмассовое кольцо возле правой рукоятки. Рядом — рычаги «коробки передач», левее — трип-компьютер, а совсем слева — блок управления «ассистентом». Под ним — кнопка включения фары

Велосипед нам достался, к сожалению, не совсем заряженным, ибо с утра владелец приехал на работу верхом, покрыв примерно 5 км. Ну, будем считать это гандикапом за то, что я не самый тяжелый ездок – 70 кг.

Электротяга – что веселящий газ. Первое время аж дух перехватывает, потому что на иных участках элекробайк разгоняется до 30 км/час, и если перевести ощущения на автомобильную шкалу – это как 120 км/час на кабриолете.

Крейсерская скорость по горизонтали составляет где-то 25-27 км/час. Соответственно, если под горку раскатился до 30 с лишним, то в обратном направлении будет 23-24 км/час, что тоже недурно. Я вообще заметил, что при штурме горок моторчик тянет прилично: велосипед все равно несется, а мозг все равно думает, будто едем вниз.

Только холодно: температура градусов 7-10, поэтому я надел капюшон. Для регулярных поездок обязательно купил бы непродуваемый ветровик, шлем и перчатки. А еще установил зеркало заднего вида и поворотники – есть и такие опции.

После 15 километров индикатор заряда показал примерно половину запаса, но, что интересно, скорость практически не упала – те же 30 км/час на спуске, 23-24 на подъеме. Забегая вперед скажу, что эффекта скисания батареи я вообще не ощутил, и за 500 метров до кончины заряда электровелосипед разогнался до все тех же 30 км/час. Объяснить этот парадокс не могу: возможно, аккумулятор просто выключается при падении напряжения ниже определенного уровня, таким образом, велосипед не дает ехать на ослабшей батарейке, дабы не гробить ее ресурс.

А пока едем дальше. Появляется ощущение, что 30 км/час – это вообще искусственный лимит, потому что помощь мотора ослабевает по мере разгона до этого порога. Я думаю, это правильно: во-первых, ездить быстрее на велике может быть небезопасно, во-вторых, снизится запас хода. По паспорту конструктивный лимит – 45 км/час, но мне не удалось его выжать даже в комбинированном режиме (электромотор + педали).

Люди поглядывают удивленно, особенно когда электровелосипед рысцой атакует горку, а седок едет и позевывает.

Сидушка не стандартная, удобная. Почему в базе всегда идут сиденья, твердые и узкие, как забор?

Позади уже 20 км, а самое уставшее мое место – это пальцы правой руки, которые держат отжатым кольцо гашетки. Она напоминает мотоциклетную, но сделана на половину рукояти, и это мудрое решение. Позже я прокатился на велике с мотоциклетной гашеткой – не всегда удобно. Скажем, притормаживаешь для крутого разворота, выворачиваешь руль и случайно тянешь гашетку до отказа. А низовой момент у электромотора такой, что можно и на дыбы встать, если речь о компактной модели.

После 23 км начинает тревожно помаргивать индикатор заряда, но велосипед едет, и скоростные показатели если и упали, то некритично. Наконец во время очередного восхождения табло гаснет, и я остаюсь наедине с педалями. На счетчике пробега: 25,07 км.

Остаток пути до финишая одолел на педальном ходу – вот он, плюс электромобиля на шасси велосипеда. Как минимум, всегда можно доехать до ближайшего кафе или частного дома, а темп зарядки позволяет за час накопить бонусные 10 электрокилометров.

Заодно поразился качеству машинки Shimano: передачи включаются быстрее, чем подрулевыми лепестками у иных машин. У электробайка 7 передач, есть модели с 24 передачами, хотя зачем они – я не очень понимаю. Мы в своем время обходились одной.

Андрей Винников, проехавшись на педалях, резюмировал так: «Из всех особенностей велика больше всего поразило, что выглядит он массивным, но ехать без электропривода довольно легко – не сложнее, чем на обычном велосипеде такого класса».

Наверное, на полной зарядке мы бы одолели еще километра 2-3, а может и пять. Подытоживая: в безветренную погоду по хорошей дороге седок моей комплекции проедет за один час 25-30 км, не касаясь педалей. Чтобы было понятнее, это соответствует маршруту от Площади Революции до окраин ЧМЗ и обратно. Или от поста на Уфимском тракте до середины Северо-Запада (скажем, ул. Чайковского) в оба направления. По городским меркам пробег весьма приличный.

Задняя подвеска. Велик рассчитан на седоков массой до 120 кг

Понятно, что дальность сильно зависит от массы и комплекции седока, от уклонов и качества покрытия: так, на лесной тропе сопротивление качению будет больше, чем на асфальте. Впрочем, можно ведь не ехать на пределе возможностей электромотора. К примеру, моя крейсерская скорость на педальном ходу составила 12-15 км/час, и на электротяге при таком темпе наверняка уедешь чуть дальше. В крайнем случае, есть возможность купить дополнительный аккумулятор, ибо поменять его не сложнее, чем вынуть флешку из ноутбука.

Хотя не думаю, что есть смысл покупки такого велика ради езды на чистой электротяги – тогда уж лучше скутер. Он интересен возможностью комбинировать мускульную тягу с силой литиевых ионов.

Например, лично меня в езде на велосипеде больше всего напрягают крутые горы или участки с вязким песком –  вот здесь можно задействовать электротягу и немного отдохнуть.

Кнопка включения электротяги, индикатор зарядки, а также индикация выбранного режима ассистента

Еще интереснее так называемый режим ассистента, когда вы крутите педали, а электронный блок управления с помощью датчика в районе главной звездочки определяет частоту вращения и помогает вам. Можно забыть про гашетку и просто педалировать, а велосипед сам отрегулирует мощность электромотора. Пульт управления на левой ручке позволяет выбрать три уровня помощи: слабый, средний и сильный. Ощущаешься это так: начинаешь движение на 7 передаче, педали кажутся очень тугими. Электромотор включается с небольшим запаздыванием, и появляется эффект поезда метро – под легкий гул велик разносит, точно летишь с горы.

Велосипед сделан в Китае, но я бы не ставил ему это в упрек. Китайцы — мировые лидеры как по объему выпуска, так и внутреннему потреблению электробайков. Проще говоря, нет в мире другой страны, которая бы так уважала этот вид транспорта. Как-то писал пост о том, что в Китае электровелики – это норма , их там во много раз больше, чем в России машин, причем используются они для реальных поездок, а не досуга. Я думаю, если выбрать хорошую китайскую фирму (не кустарщину), электровелик может быть вполне добротный.

Я не очень разбираюсь в велосипедах, но качество изготовления показалось весьма убедительным: аккуратные сварочные швы, солидные кронштейны, фабричные звездочки. Как мне объяснили, фирма EcoBike – это весьма крупное заводское производство. Половина компонентов выпускается специализированными фирмами — все как в автопроме.

Такая модель стоит около 50 тысяч рублей, из которых пятая часть цены – аккумулятор, 6500 рублей – мотор-колесо. Шасси имеет алюминиевую раму, две подвески, регулировку упругих элементов спереди, дисковые тормоза, светодиодную фару впереди и красный фонарь сзади, плюс семь передач.

Велосипед можно сложить, хотя он если и войдет в багажник легковушки, то не любой. Масса составляет 21 кг – в принципе, вполне подъемно. Трип-копьютер установлен владельцем самостоятельно, но некоторые модели комплектуются им в базе. Можно еще сделать USB-порт для зарядки телефона.

Батарею видно на «изломе» рамы

Аккумулятор находится в раме, и заряжать его можно прямо на велосипеде или в снятом состоянии. От кражи фиксируется стопором, для открывания которого нужен ключ.

Емкость батареи – 9 А*ч при напряжении 36 В, что эквивалентно 324 Вт*ч. Это примерно половина энергии, запасаемой в автомобильном аккумуляторе.

Фара не столько освещает, сколько делает видимым

Получается, расход у велика – 1 кВт*ч на 100 км пути, что примерно в десять раз меньше, чем у самого чахлого электромобиля в режиме «овощ». Для сравнения, обычный автомобиль при расходе 10 л/100 км потребляет 100 кВт*ч на 100 км. То есть, на два порядка больше, чем велосипед.

Зарядник нетяжелый — примерно как у ноутбука

Расходами на зарядку можно пренебречь (в Челябинске 1 кВт*ч стоит порядка 1,6-2,5 рублей), а вот сам аккумулятор Samsung недешев – 10-12 тысяч рублей. Обещают 1000 циклов заряда-разряда, что выглядит колоссальной цифрой (условно говоря, 25 тысяч км пробега), но в реальности, я думаю, будет как с сотовым телефоном: 2-3 года и нужно менять.

Электромотор в ступице заднего колеса

Мотор-колесо мощностью 350 ватт, естественно, заднее. В принципе, есть и более мощные, но особенного смысла в погоне за ваттами не вижу. Сам электродвигатель выглядит очень компактным и аккуратным, диву даешься, до чего дошел прогресс. Воды, говорят, не боится.

Потом попробовал еще одну модель, субкомпактную (к сожалению, среднеразмерный вариант продали аккурат перед нашим приездом). Аккумулятор здесь даже мощнее – 10 А*ч при 36 В, но за счет меньших колес, думаю, и пробег будет поменьше.

Этот велик забавляет наличием сигнализации с дистанционным управлением: когда она активирована, он истошно орет при попытках сдвинуть или поднять его, покуда не сядет литий-ионный аккумулятор.

Это не последствия крэша. Компактную модель можно завязать узлом

Модель складная: в отличие от большого велика, здесь можно «сломать» рулевую колонку и загнуть педали – получается этакий ёж массой 18 кг.

На ходу маленький велик – просто чума. Старт с места поначалу даже пугает, а на 25 км/час да по узким дворовым проездам едешь с лицом веселого самоубийцы. Гашетка при этом очень острая, да еще на всю рукоять – как писал выше, чуть растерялся, и велик готов выпрыгнуть из-под тебя. Правда, при торможении двигатель принудительно выключается, даже если ездок прижал рукоятку. Впрочем, есть такая же модель с «половинной» гашеткой.

Такой минибайк стоит 34 тысячи, и годится больше для дворовых покатушек или вояжей в магазин (можно заказать корзину). Он азартнее, маневреннее, но на дальнобое, скорее всего, сильно уступит «нормальному» электровелику.

С точки зрения юзера, особенных минусов у электровелосипедов я не заметил. Забавная штука и хороший способ вырваться из офисной рутины даже в будний день. Основной скепсис относится к надежности и долговечности, особенно аккумуляторных батарей. Спекулировать на эту тему не буду – не знаю. Гарантия составляет год.

Нужен ли вообще электровелосипед? Для обычного любителя велопрогулок лучше подойдет обычный же велик: он дешевле, легче, проще. В конце концов, мы садимся на велосипед ради физической нагрузки, и электрокостыли ни к чему.

Дисковые тормоза. При таких скоростях они вполне уместны

Электробайк предстает во всей красе, когда востребованы его расширенные возможности. К примеру, если бы я решил 7 месяцев в году ездить на велосипеде, то предпочел бы модель с электрической страховкой от усталости. Едешь на работу – меньше потеешь. Случился сложный день, когда нужно проехать 40 км – снова плюс электровелику. Можно ездить зимой: за счет электротяги сопротивление снега и слякоти преодолевается легче, и все вопросы – к правильной экипировке и шинам. Такие велосипеды покупают «лишенцы» и пожилые люди, в общем все, кто использует велосипед именно как транспорт, а не только средство досуга.

Очевидным конкурентом выглядит бензиновый скутер, тем более некоторые модели стоят практически столько же, а проблем с автономностью нет. Но у велика свои плюсы: можно хранить дома или в офисе, а ездить по тротуарам (главное, не гнать на все 350 ватт). Велик, в конце концов, это еще и экономия денег на посещение спортзала.

Вообще если бы в крупных городах существовало что-то вроде велополитена – закрытого тоннеля с велодорожкой внутри – электробайки обрели бы новый смысл. Ведь если задуматься, средняя скорость 20-24 км/час, которую такой аппарат способен поддерживать весьма продолжительное время, вполне сопоставима со средней скоростью движения автомобиля в городе.

А еще велосипед – это наш с вами первый личный транспорт. Пока гонял на мини-модели по двору, вспомнил времена четвертьвековой давности – весна, подсыхающий асфальт, дым субботников… Эх, был бы у меня в то время такой самокат…

Возвращал с неохотой ))

Похожее

rss