Главная Новости

Прародители машин Олимпиады—80

Опубликовано: 01.10.2018

видео Прародители машин Олимпиады—80

Қазақтын ұлттық ойындарын енгізу

Не так давно в Тюмени открылся первый в области музей ретро-техники, коллекция которого насчитывает более 120 экземпляров и состоит исключительно из моделей советского производства. Среди огромного количества автомобилей можно найти и экземпляры, ставшие когда-то прародителями олимпийских машин. Мы расскажем вам о них и о роли их потомков на Олимпиаде–80.


Learn about the Quantum D-Wave - Now in 15 Languages

Знаменитый олимпийский мишка и устремленные вверх беговые дорожки со звездой на вершине знакомы даже тем, кто родился значительно позднее окончания легендарных Олимпийских игр 1980-го. В тот год в Москве, Таллинне, Киеве и Минске возвели почти сотню олимпийских объектов, модернизировали транспортную инфраструктуру, подготовили первоклассных специалистов – сделали всё, чтобы Олимпиада–80 оставила след не только в истории, но и в душе каждого спортсмена и гостя.

Конечно же, среди множества новшеств, подготовленных специально к событию, были и машины. Над их созданием работали пять лет, но нельзя сказать, что это были абсолютно новые автомобили: конструкторы модернизировали уже существующие модели.

 

 

РАФ

Микроавтобусов в советское время не было. Были «автобусы малой вместимости». И первый из них – РАФ-2203, произведенный на Рижском автомобильном заводе. В тюменском музее ретро-техники есть самая первая модель этого автобуса: 11-местный РАФ-2203 «Латвия», созданный на агрегатах легковой «Волги» ГАЗ-24, выпущенный в 1976 году.

На базе РАФа собрали много «олимпийских» модификаций. Так, цельнометаллический пикап с грузовой платформой и пятиместной кабиной служил для сопровождения и технической поддержки велогонок, а специальные тягачи РАФ буксировали прицепы для перевозки парусных и гребных судов. Они отличались улучшенной системой охлаждения двигателя, усиленным сцеплением и встроенным в кузов буксиром. Для работы судей делали РАФы с задними раздвижными дверями. Это давало хороший обзор, назад и позволяло работать во время движения автомобиля.

Первым российским электоромобилем тоже был РАФ. Для оперативного судейства на дистанциях марафонского забега и спортивной ходьбы решили сделать машину с электроприводом, для бесшумного и «экологичного» сопровождения спортсменов на дистанции. Автомобиль на электротяге развивал скорость до 30 км /ч и без подзарядки мог проехать до 100 км.

После Олимпиады-80 популярность РАФа нисколько не снизилась. На его базе разработали всем известные маршрутные такси и кареты скорой помощи.

 

 

ЕрАЗ

Другой знаменитый автофургон Советского Союза изготавливали на Ереванском автомобильном заводе. В коллекции тюменского музея находится одна их первых его моделей – отреставрированный фургон грузоподъемностью 0,8-1,0 тонн. Любопытно, что ЕрАЗы собирали на базе «автобуса малой вместимости» РАФ-2203.

К Олимпиаде-80 Ереванский автомобильный завод изготовил фургоны-рефрижераторы для обслуживания олимпийских точек общепита и продуктовых магазинов в центре Москвы. Мощности «холодильника» хватало, чтобы при уличной температуре в +35-40 °C длительное время поддерживать внутри температуру от +5 до -10 °C.

 

 

ПАЗ

Павловский автобусный завод начал выпускать собственные машины в 1952 году, до этого времени его главным предназначением было обеспечивать деталями Горьковский автомобильный завод. Интересно, что именно ПАЗы считаются долгожителями советских и российских дорог. Производство работает и выпускает продукцию до сих пор.

В «Музее ретро-техники им. В.В. Михайлова» хранится ПАЗ-672 в одной из первых комплектаций. Их производство началось в 1968 году и продолжалось вплоть до 1989 года. Именно эта модель подверглась рестайлингу к Олимпиаде–80. Ее задействовали для передвижных телевизионных станций.

Перед конструкторами стояла серьезная задача, и они решили ее в тесном сотрудничестве с Кировоградским заводом радиоизделий. Сначала готовился кузов с четкой подгонкой всех мест крепежа, установки и укладки проводки под конкретное электронное оборудование, затем автобусы отправлялись в Кировоград, где в их салонах проводился монтаж телеоборудования и его отладка.

Специально для гостей Москвы создали ПАЗы с облагороженным интерьером и мягкими поручнями в салоне. Существовал даже полноприводный ПАЗ с двумя пассажирскими дверями и улучшенной отделкой.

 

 

ЛАЗ

Самая популярная модель автобусов ПАЗ выпускалась 21 год. Но ее рекорд был побит ЛАЗами. Самая популярная версия Львовского автомобильного завода – автобус ЛАЗ-695Н – ждет любителей истории в тюменском музее ретро-техники.

Мало кто знает, что для создания автобусов ЛАЗ были закуплены образцы самых современных европейских автобусов: Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологии производства. В результате конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения были подсмотрены у автобуса «Магирус». Первые опытные образцы ЛАЗ-695Н появились летом 1969 года. Серийно автобусы стали выпускать с 1976 года. На первых моделях устанавливали прямоугольные фары от автомобиля Москвич-412 и алюминиевую фальшрадиаторную решётку. С середины 80-х годов ее упразднили, а фары стали круглыми.

Во время Олимпиады–80 на базе ЛАЗа сконструировали специальную модификацию междугородного автобуса для сопровождения олимпийского огня. Он имел только одну боковую дверь – спереди, и был разделен на две части – пассажирскую, в которой размещались кресла для 15 пассажиров, и купейную. В ней 8 широких кресел могли трансформироваться в два полноценных спальных места. Кроме того, в салоне размещались гардероб, санузел и минибар.

 

 

ЗИЛ

Не остались в стороне от главного спортивного события в СССР и производители грузовых машин. На шасси трехосного автомобиля ЗИЛ-133Г1 был разработан фургон для перевозки лошадей. Внутри фургона размещалось шесть лошадей. А прародитель этой модели – армейский грузовик Московского автозавода имени Лихачёва – можно увидеть в Тюмени. Всего в музее ретро-техники находится четыре экземпляра знаменитых грузовиков ЗИЛ.

 

 

ГАЗ

Другие, не менее популярные машины советского времени, – грузовики Горьковского автозавода. Их разработка началась в апреле 1938 года. Первые образцы получены к 1940-му году, но война внесла свои коррективы, и к грузовикам вернулись в феврале 1943 года. В 1945 году была изготовлена «нулевая» серия для проведения всесторонних испытаний, а серийное производство началось 31 сентября 1948 года. Автомобиль предназначался для перевозки грузов и пассажиров по бездорожью.

Именно на базе грузового ГАЗа для Олимпиады–80 был разработан автомобиль для перевозки лодок, байдарок и каноэ. Это был фургон, на который сверху крепилась специальная ферма. В «Музее ретро-техники ми. В.В. Михайлова» можно увидеть четыре грузовика ГАЗ.

 

 

Текст: Елена Селивёрстова

Источник: PR-агентство «Идол»

Фото: retro_museum_tmn, diecast-by.com,

denisovets.ru, автогурман.com, retrobuy.net,

a.d-cd.net, cdn.fishki.net

 

rss