Главная Новости

Какая смазка лучше в рулевые наконечники на газ 66

Опубликовано: 27.08.2018

видео какая смазка лучше в рулевые наконечники на газ 66

Смазка карданов и крестовин на ПРАДО 120

На повороте внутреннее колесо, катящееся по дуге меньшего радиуса, должно поворачиваться на больший угол, чем внешнее. Это обеспечивается устройством, называемым рулевой трапецией. Конструкция рулевой трапеции предусматривает постановку осей шкворней поворотных цапф под некоторыми углами.



Различают продольный (рис. 23, в) и боковой (рис. 23, г) наклон осей шкворней.

Наклоны осей вызывают реактивные усилия и моменты, приложенные к управляемым колесам, которые стремятся вернуть их в положение прямолинейного движения. Это свойство рулевого управления называется стабилизацией колес. Оно облегчает вождение автомобиля и обеспечивает ему большую устойчивость при движении. Рис. 23. Схемы к рулевому управлению автомобиля:


Шприцевание передней шкворневой подвески Волга ГАЗ-24

а рулевого механизма: 1 поворотные цапфы;, 2 рычаг поворота цапф; 3 балка переднего моста; 4 рычаги; 5 поперечная рулевая тяга; 6 продольная рулевая тяга; 7 рулевая сошка; 8 вал червячной передачи; 9 червячная рулевая передача; 10 рулевое колесо; б схема рулевой трапеции: а и (5 углы поворота колес; в продольный наклон оси шкворня; г боковой наклон оси шкворня; д схема к определению величины схождения колес

Для стабилизации колес рекомендуется червячную рулевую передачу конструировать обратимой (несамотормозящейся), но для предотвращения воздействия на рулевой штурвал ударов, воспринимаемых колесами от неровностей дороги, с повышенным внутренним трением.

Управляемые колеса также устанавливают под некоторыми. Углами к вертикальной плоскости. В этом случае углы а (рис.

23, г) и б (рис. 23, д) соответственно называются углами развала и схождения колес. Последнее определяется разностью А и Б (например, для автомобиля ЗИЛ-130 эта разность должна быть в пределах 1015 мм).

Для уменьшения усилия, затрачиваемого на поворот управляемых колес, и смягчения толчков от неровностей дороги на мощных грузовых автомобилях устанавливают усилители рулевого управления пневматические (на автомобилях типа КрАЗ) и гидравлические (МАЗ-509, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131,ГАЗ-66). Исправность рулевого механизма имеет исключительно большое значение для безопасности движения, поэтому необходимо регулярно проверять люфт (свободный ход) рулевого штурвала (он не должен превышать 2536`) и углы установки колес. Угол схождения колес регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги, а угол развала обычно не регулируется. Рулевым управлением изменяют направление движения автомобиля путем поворота передних колес. Для обеспечения движения колес автомобиля на повороте без бокового скольжения необходимо, чтобы окружности, описываемые колесами, имели общий центр, называемый центром поворота. В центре поворота должны пересекаться продолжения осей всех колес автомобиля.

Для соблюдения этого управляемые колеса должны поворачиваться на различные углы: внутреннее колесо на больший угол, а внеш-нее на меньший. Такой поворот колес обеспечивает рулевая трапеция. Устройство рулевого управления.

В рулевое управление входят рулевой механизм и рулевой привод. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А состоит из рулевого колеса, рулевого вала с червяком, колонки (трубы), внутри которой проходит рулевой вал, вала сошки с трехгребневым роликом, сошки и чугунного картера с подшипниками. Картер рулевого механизма прикреплен болтами к раме автомобиля. Рулевой вал нижним концом запрессован в червяк, который вращается на двух конических роликовых подшипниках. Внутренними кольцами подшипников служат конические закаленные поверхности червяка. Наружные кольца запрессованы в гнезда картера и закрыты крышками.

Рис. 94. Схема поворота автомобиля:

1 шкворень; 2 рычаги поворотных цапф; 3 поперечная тяга; аг и а2 углы поворота управляемых колес. Между нижней крышкой и картером установлены бумажные прокладки для регулировки подшипников червяка.

Под верхней крышкой установлена одна уплотнительная прокладка. Вал сошки вращается в бронзовой втулке, запрессованной в нижней части картера, и в цилиндрическом роликовом подшипнике, установленном в боковой крышке картера рулевого механизма. В месте выхода из картера вала сошки расположен сальник. В головке вала сошки установлен трехгребневый ролик, который вращается на оси на игольчатых подшипниках. При повороте рулевого колеса червяк, вращаясь, повертывает вал сошки с роликом. В это время нижний конец сошки передвигается вперед или назад, увлекает за собой привод и поворачивает колеса.

Рулевой привод автомобиля ГАЭ-53А соединяет сошку с поворотными цапфами и состоит из продольной рулевой тяги, поворотных рычагов и поперечной рулевой тяги. Балка передней оси, поворотные рычаги и поперечная рулевая тяга образуют рулевую трапецию. Рулевые тяги и рычаги соединяют при помощи шарниров с шаровыми пальцами (рис.

96). Шарниры позволяют рычагам и тягам находиться во время работы под различными углами друг к другу. Рис. 95.

Силы, действующие в центре тяжести автомобиля при повороте:

ЦТ центр тяжести, R радиус поворота

Рис. 96. Шарниры рулевых тяг:

а поперечной; б продольной; 1 шаровые пальцы; 2 к 7 пружины; 8 заглушка; 4 поперечная тяга; 5 продольная тяга; 6 сухарь; 8 пробка; 9 шплинт. Наконечники поперечной и продольной рулевых тяг имеют сухари, охватывающие полусферическую головку пальца. Легкость управления автомобилем зависит прежде всего от общего передаточного числа рулевого управления, которое определяется отношением угла поворота рулевого колеса к углу поворота передних колес автомобиля. Общее передаточное число рулевого управления равно произведению передаточных чисел рулевого механизма и рулевого привода.

Чем больше передаточное число, тем легче поворот колес, но зато рулевое колесо приходится поворачивать на больший угол. У автомобиля ГАЗ-бЗА передаточное число рулевого механизма составляет 20,5 : 1. Особенностью рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 (рис.

97) является применение встроенного в картер рулевого механизма гидр авлического (масляного) усилителя, уменьшающего в несколько раз силу, прикладываемую водителем к рулевому колесу при повороте передних колес. В комплект усилителя (рис. 98) входит масляный насос, приводимый в действие ременной передачей от коленчатого вала двигателя. Рис.

97. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130:

1 поршень-рейка; 2картер; 3 винт; 4 гайка; 5 циркулирующий шарик; 6 рулевой вал; 7 корпус клапана управления; 8 золотник клапана управления; 9 вал рулевой сошки; 10 зубчатый сектор. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130 (см. Рис.

97) состоит из картера, винта с гайкой на циркулирующих шариках, поршня-рейки, гидроусилителя и зубчатого сектора, выполненного заодно с валом рулевой сошки. Гайка рулевого механизма жестко закреплена внутри порш-ня-рейки. Зубчатая рейка и зубчатый сектор имеют зубья, толщина которых переменна по их длине. Для уменьшения трения между винтом и гайкой в их резьбу заложены шарики. На поршне-рейке имеются упругие разрезные чугунные кольца, обеспечивающие плотную его посадку в цилиндрический картер рулевого механизма. Вращение рулевого вала преобразуется в поступательное движение поршня-рейки в результате перемещения гайки по винту.

Зубья поршня-рейки поворачивают сектор, а вместе с ним вал с сошкой. Рис. 98.

Схемы работы рулевого механизма с гидроусилителем автомобиля ЗИЛ-130:

Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130 имеет карданную передачу, позволяющую ослабить влияние колебаний кабины относительно рамы автомобиля, а также уменьшить размеры системы рулевого управления. Вилки карданов соединены в верхней части с рулевым валом, а в нижней части с ведущим валом рулевого механизма. Передаточное число рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 составляет 20 : 1.

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-24 Волга устроен аналогично рулевому механизму автомобиля ГАЭ-53А. Принципиальное отличие имеет рулевой вал, который состоит из двух частей, соединенных муфтой, предохраняющей водителя от травмирования при ударе. Вал рулевой сошки вращается в игольчатых подшипниках. Трехгребневый ролик закреплен в головке вала рулевой сошки на шариковых подшипниках. Передаточное число рулевого механизма автомобиля ГАЗ-24 Волга составляет 19,1 : 1. Рис.

99. Привод рулевого управления автомобиля ГАЗ-24 Волга! 1 регулировочная трубка; 2 маятниковый рычаг; 3 рулевой механизм; 4 средняя рулевая тяга; 5 сошка; 6 поворотный рычаг; 7 боковые тяги. На автомобиле ГАЗ-24 Волга рулевой привод состоит из рулевой сошки, маятникового рычага, средней поперечной тяги, двух боковых (левой и правой) тяг с регулировочными трубками и двух рычагов поворотных цапф (рис. 99). Замена одной поперечной тяги грузовых автомобилей тремя (средняя и две боковые) обеспечивает одновременный поворот передних колес при перемещении одного из них на подвеске независимо от другого.

Все шарнирные соединения рулевого привода для уменьшения износа деталей смазываются через масленки и имеют защитные приспособления, предохраняющие их от попадания грязи и вытекания смазки. Детали рулевого управления следует смазывать в точном соответствии с заводской инструкцией. Регулировочные устройства в рулевом управлении. В рулевом управлении регулируют шарнирные соединения рулевых тяг, зазор в подшипниках червяка, зацепление ролика с червяком, максимальный угол поворота передних колес, зазоры между поршнем-рейкой и зубчатым сектором автомобиля ЗИЛ-130 и осевое перемещение рулевого колеса. Регулировку шарнирных соединений производят пробками наконечников тяг (рис.

100). Регулировку для уменьшения зазора в подшипниках червяка автомобилей ГАЭ-53А и ГАЗ-24 Волга производят удалением прокладок между нижней крышкой и картером рулевого механизма (рис. 101). Осевое перемещение рулевого вада автомобиля ЗИЛ-130 устраняют подтягиванием гайки нижнего подшипника рулевого вала и его сальника специальным ключом (рис. 102).

Регулировку зацепления ролика с червяком производят вращением регулировочного винта специальным Г-образным ключом из комплекта инструмента водителя (рис. 103). Рис.

100. Регулировка шарнирного соединения пробкой наконечника рулевой тяги:

1 шплинт; 2 продольная рулевая тяга; 3 отверстие под шплинт; 4 пробка; 5 отвертка. Рис. 101. Регулировка подшипников рулевого вала:

1 боковая крышка; 2 провод сигнала; 3 нижняя крышка; 4 регулировочная прокладка. Рис.

102. Регулировка осевого перемещения рулевого вала автомобиля ЗИЛ-130:

1 ключ; 2 гайка нижнего подшипника; 3 рулевой вал. В рулевом управлении автомобиля ЗИЛ-130 регулируют зацепление поршня-рейки с зубчатым сектором вращением регулировочного винта, расположенного на крышке рулевого механизма (рис.

104). Для регулировки максимального угла поворота передних колес у автомобиля ЗИЛ-130 имеются упорные болты рычагов поворотных цапф, которые упираются в бобышки на балке оси. У автомобиля ГАЭ-53А эти болты в вер-нуты в рычаги поворотных цапф. Для проверки давления развиваемого насосом гидроусилителя между насосом и шлангом высокого давления устанавливают приспособление, состоящее из манометра со шкалой до 8 МПа (80 кгс/см2) и вентиля, перекрывающего подачу масла к гидроусилителю (рис. 105). Давление масла на холостом ходу двигателя должно быть не менее 6 МПа (60 кгс/см2).

Неисправности рулевого управления приводят к увеличению свободного хода (люфта) рулевого колеса или к повышению силы, необходимой для поворота передних колес. Возможные причины чрезмерного свободного хода рулевого колеса автомобиля: увеличенный зазор в зацеплении червяка и ролика, большой осевой зазор в подшипниках червяка, ослабление крепления картера рулевого механизма, ослабление крепления рулевой сошки на ее валу, люфт в шарнирных соединениях рулевого привода, ослабление крепления поворотных рычагов к кулакам, увеличенный зазор в шкворневых соединениях поворотных кулаков и в подшипниках ступиц передних колес. Рис. 103. Регулировка зацепления ролика и червяка:

1 специальный ключ; 2 регулировочный винт; 3 колпачковая гайка винта (контргайка); 4 стопорная шайба. Рис.

104. Регулировка рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130:

1 упорная шайба регулировочного винта; 2 контргайка; 3 регулировочный винт; 4 крышка рулевого механизма; 5 зубчатый сектор; 6 рейка-поршень. На автомобиле ЗИЛ-130 повышенный люфт рулевого колеса возможен в результате недостаточного натяжения ремня привода насоса гидроусилителя, неисправности карданной передачи привода рулевого механизма, недостаточного уровня масла и количества его в бачке насоса гидроусилителя, наличия в системе гидроусилителя воздуха, подтекания масла и загрязнения его. Преждевременный износ деталей является результатом несвоевременной или некачественной смазки рулевого механизма и шарнирных соединений рулевого управления. Большой износ деталей рулевого управления может быть также в результате поворотов колес при неподвижном автомобиле и движении на больших скоростях по плохой дороге. Рулевой механизм смазывают трансмиссионным автомобильным маслом (ТА-15В, ТАД-17 и др.

), которое заливают в картер механизма через отверстие, завернутое пробкой. Шаровые сочленения тяг и шкворни поворотных цапф или поворотных стоек смазываются в установленные сроки густой смазкой (УС-2, ШРБ-4 и др. ) через имеющиеся для этой цели масленки. Для гидроусилителей рулевого управления автомобилей применяются специальные масла Гидрол-4 и ВНИИ НП-1. Практическая работа. Разборка, сборка и изучение устройства узлов и деталей рулевого управления.

Оборудование рабочего места: шасси автомобиля; рулевое управление на стенде для разборки и сборки; гидроусилитель на стенде для разборки и сборки; плакаты Устройство рулевого управления автомобиля ГАЗ-5ЗА и Устройство рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130; набор приспособлений и инструментов. Статья из : http://stroy-technics.ru.

rss