Главная Новости

JCB: от холодного гаража к мировому лидерству

Опубликовано: 30.09.2018

/ 26 октября 2015 года

Основатель компании JCB Джозеф Сирил Бамфорд (Joseph Cyril Bamford) – классический представитель той категории бизнесменов, которую принято называть self made man (Человек, сделавший себя сам). Он родился в 1916 году в британском Стаффордшире. Его семья владела крупной сельско-инженерной группой Bamfords Ltd, которую основал прадед Джозефа. Однако, после колледжа он отправился не на семейное предприятие, а в компанию Альфреда Герберта, которая тогда была крупнейшим производителем станков в Великобритании. Молодой Бамфорд проявил себя в высшей степени предприимчивым менеджером и даже дослужился до представителя Герберта в Гане.

На родину он вернулся в 1938 году для того, чтобы начать работать в семейном предприятии. Но уже через три года был призван в Королевские ВВС. В войну он занимался тем, что умел лучше всего – вопросами обеспечения армии. Пригодился британским войскам и его опыт работы в Африке.

JCB начал бизнес в арендованном маленьком гараже в Аттоксетере

В 1944 году он начал свою работу в компании English Electric, через пару месяцев вернулся на семейный завод, но его дядя Генри выгнал Джозефа с характеристикой «бесперспективный». Бамфорд стал коммивояжером и продавал популярное в те времена средство для укладки волос Brylcreem. Но тяга к технике не оставляла его.

В день рождения своего сына, 23 октября 1945 года, Джозеф Сирил Бамфорд купил подержанный сварочный аппарат и арендовал небольшой гараж без отопления, где из металлолома и того, что попалось под руку, собрал свой первый в мире прицеп самосвального типа. Проект оказался весьма успешным с финансовой точки зрения: вложив 4 фунта стерлингов в примитивную повозку, он запросил за нее 90 фунтов стерлингов. Именно 23 октября 1945 года принято считать началом истории компании JCB, названной по первым буквам инициалов Бамфорда. Через три недели ее удалось продать местному фермеру, который предложил 45 фунтов и старую телегу. Джозеф отремонтировал ее и через неделю продал за 45 фунтов.

Первой машиной JCB стал прицеп-самосвал, собранный буквально из металлолома

Он взял кредит в банке, но через неделю банк потребовал свои средства обратно в связи с «стеснением кредита». Бамфорд деньги вернул и сформулировал главный постулат будущего гиганта: не прибегать к внешним заимствованиям, полагаясь только на свои силы.

Постепенно Бамфорд наращивал производство. В 1948 году он представил первый в Европе гидравлический тракторный прицеп. Через два года, гараж стал тесным и он, уже с 6 нанятыми сотрудниками, переехал в помещения старой конюшни Крейкмарш-холл. Примерно через год Бамфорд стал окрашивать всю выпускаемую технику в яркий желтый цвет, ставший фирменным на многие десятилетия вперед.

Энтони Бамфорд на отцовских руках. Слева работники Билл Херст, Артур Харрисон и Берт Холмс

В 1953 году Бамфорд представил первый в мире экскаватор-погрузчик JCB Mk 1. Впервые одна машина была оснащена и отвалом с гидравлическим приводом, и ковшом. В этом же году на оборудовании впервые появился известный логотип JCB, признанный во всем мире. В 1957 году был представлен JCB Hydra-Digga – дальнейшее развитие Mk 1. Эту машину очень быстро оценили строители, дорожники и фермеры. За три года было выпущено более 2000 JCB Hydra-Digga. Эта и последующие модели совершили переворот в строительной индустрии:  универсальные и эффективные они заменяли сразу несколько других машин, одновременно, уменьшая потребность в рабочей силе. В 1960-м начались поставки на быстрорастущий рынок США и дела JCB резко пошли в гору.

Работник JCB Джон Вилдон на первом большом погрузчике

Компании становилось тесно на Туманном Альбионе – в 1962 в Нидерландах было открыто первое представительство компании за границей. Но в отличие от множества конкурентов Бамфорд исповедовал иную философию: он не скупал менее удачливых конкурентов, а предпочитал развивать собственную продукцию. Такой подход, возможно, позволил самой JCB сохранить независимость: многие компании разорились, не сумев с толком распорядиться новыми активами, которые потянули их на дно.

За успехи Бамфорд семь раз получал королевскую награду Quenn's Awards for Exports. В 1969 году Королева пожаловала ему звание Коммандера Ордена Британской Империи.

В 70-е Джозеф начал постепенно отходить от дел, в 1975 году компанию JCB возглавил его сын Энтони. Он хоть и исповедовал отцовскую философию, но начал крупную экспансию на новые рынки и сегменты техники. Производственные мощности расширялись, новая техника появлялась как грибы после дождя. В 1977 JCB представила первый в мире телескопический погрузчик Loadall, впоследствии ставший одним из самых  популярных продуктов в истории компании. Через два года компания приступила к строительству своего первого зарубежного завода в Индии. Это предприятие сегодня является вторым по величине после головного завода в Великобритании.

Погрузчик-экскаватор стал визитной карточкой JCB

В 1993 году Джозеф Сирил Бамфорд стал первым и пока единственным британцем, удостоенным места в Зале Славы Ассоциации производителей оборудования (Association of Equipment Manufacturers Hall of Fame).

В 2005 году JCB открывает свой завод в Китае с его бурно растущей экономикой и строительным бумом. Компания сразу же получила крупнейший в своей истории заказ на 140 миллионов долларов. В этом же году во главе компании встает внук Джозефа и, соответственно, сын Энтони – Джо Бамфорд.

Сегодня JCB - мировой лидер в сегменте телескопических погрузчиков для сельского хозяйства

Сегодня, спустя 70 лет, компания осталась верна своим заповедям и остается семейным предприятием. Из гаражной мастерской JCB превратилась в одного из лидеров индустрии. JCB производит технику на 22 заводах на четырех континентах: 12 заводов в Англии, 5 - в Индии. Другие заводы компании расположены в Бразилии, Китае и США. Штат сотрудников компании по всему миру насчитывает более 12 тысяч человек.

Юбилей компания отмечает выпуском ограниченной серии 70 экскаваторов-погрузчиков JCB 3CX Platinum Edition в красно-желтом цвете. Именно таким был первый 3СХ, вышедший с конвейера в 1977 году и ставший впоследствии самым популярным экскаватором-погрузчиком в мире.

Матвей Дышло  

rss